ReefCentral.ru для iOS
Фотографируем Немо
28.08.2017
Разделы: Разное
Рыбы
Автор: Ричард Аспиналл

Рыбы-клоуны – одни из самых интересных и своеобразных рыб, которых дайвер с большой вероятностью может встретить на рифе; а для фотографов, как начинающих, так и опытных, эти рыбы – постоянный источник новых материалов, а время от времени - и фрустрации. Почему же рыбы-клоуны – такие удивительные объекты?

aspinall01.jpg

По всему миру насчитывается около тридцати типов рыб-клоунов, которые встречаются, преимущественно, в индо-тихоокеанском регионе, Красном море и у Большого Барьерного рифа. Вполне вероятно, что если вы проводили дайвы в одном из этих регионов, вы встречали этих очаровательных существ.

Такие фанаты рыб, как я, никогда не теряют интереса к встрече с разными типами рыб-клоунов. Некоторые кажутся очень похожими – ‘оранжевые с белыми полосами’ – их сложно различить, тогда как другие могут быть преимущественно черного или коричневого цвета с сине-белыми полосами, а у некоторых полосы вообще отсутствуют. Вариации просто фантастические - они являются реальным доказательством того, к чему может привести эволюция при условии достаточного количества времени, слепой удачи и основного рисунка в окраске.

Однако, есть один момент, который как кость в горле для любого настоящего любителя рыб, - это, безусловно, анимационный фильм о маленькой рыбке и ее отце… Вы знаете, о чем идет речь: возможно, вы смотрели его на борту. Я знаю, я смотрел.

Дайверов-«ботаников» на борту легко отличить, когда кто-нибудь на палубе говорит: “О, там внизу было очень много этих Немо. Они хорошенькие, правда?” или нечто подобное. Настоящий любитель рыб в этот момент начнет бормотать себе под нос что-то вроде: «Нет, это были bicinctus, а не ocellaris”, или что-нибудь в этом роде. Знаток рыб, который ценит свое социальное положение на борту, не станет доставать книги или пускаться в подробное объяснение таксономии рода Amphiprion за обеденным столом. Однако, если к такому специалисту обратиться за информацией, он будет рад поделиться знаниями.

Так почему же рыбы-клоуны такие удивительные объекты?
Первый ответ связан с тем фактом, что эти рыбы не пытаются скрыться – отличный бонус для дайвера с камерой в руках; максимум, они просто спрячутся в щупальцах своей актинии-хозяйки. В отличие от большинства рифовых рыб, у них очень маленькая территория, и, завидев в ваших руках камеру, направленную в их сторону, они не станут удирать с молниеносной скоростью. Наоборот, они затаятся в надежде, что вы удалитесь. С учетом всего сказанного, некоторые особо раздражительные экземпляры способны рискнуть и атаковать вас за выступающие части тела или за руки.

Будучи столь тесно связаны со своими актиниями, эти рыбы всегда «выставлены напоказ». Можно встретить актинию без рыбы-клоуна, но вы никогда не встретите рыбу-клоуна без актинии – по крайней мере, в течение длительного времени! Заметили клоуна, зависшего над рифом, можно быть уверенным, в нескольких метрах под ним – актиния.

Их не только легко встретить и относительно легко «зафиксировать» в видоискателе, эти рыбы - еще и обладатели яркой окраски. Ярко-оранжевый цвет на белом теле смотрится особенно эффектно на синем фоне: у этих рыб очень контрастная окраска.

Давайте посмотрим на несколько типичных снимков рыб-клоунов:

Портрет крупным планом или макро-снимок

aspinall02.jpg
Этот клоун последовал за своей актинией в расщелину у отвеса кораллового рифа, который красиво окаймляет снимок; ярко-красные яйца рыбы (слева) оказались удачной находкой. Обратите внимание, что глаза рыбы – в фокусе камеры. 

Как показывает мой опыт, из всех снимков рыб-клоунов легче всего получить макро-снимки – большинству дайверов даже со «средними» камерами удается сделать отличные фотографии.

В фотографии «Макро» приписывается особое значение, но, чтобы упростить обсуждение, давайте назовем такие снимки «крупным планом». У большинства компакт-камер имеется режим макро-съемки (зачастую обозначается на шкале в виде «цветка»). Камера выберет высокую скорость затвора и широко раскрытую апертуру, чтобы получить максимально возможное количество света и «остановить» движение. У большинства профессионалов с дорогими dSLR камерами (в еще более дорогих футлярах) наверняка будут макро-объективы и порт, специально предназначенный для подобной комбинации объектива/камеры.

Вспышка необходима: ограниченное расстояние между объектом и камерой означает, что даже слабая встроенная вспышка компакт-камеры предлагает неплохой шанс полностью осветить рыбу, демонстрируя великолепные желтые и оранжевые цвета в окраске.

Сложность заключается в правильной установке фокуса. Для макро-объективов характерно то, что фотографы называют ограниченной или «мелкой» глубиной резкости, что означает, что в фокус попадает немного деталей объекта съемки. Отличный вариант для портретов рыб, т.к. в данном случае фон будет размытым, а рыба будет выделяться, но при этом приличная часть объекта съемки может также оказаться размытой. Чтобы решить эту проблему и сделать снимки, которыми вы могли бы гордиться и которые могли бы быть востребованы в журналах, необходимо максимально возможно поместить в фокус глаза рыбы. Попробуйте. Посмотрите журналы с портретами рыб – именно глаза притягивают внимание, как будто на бессознательном уровне мы ощущаем эмоциональную связь с рыбой. Чем четче в фокусе глаза, тем выше будет оценен снимок, тем лучше вы будете себя чувствовать.

aspinall03.jpg

Еще один совет: делайте как можно больше снимков; когда-то давно во времена пленки приходилось экономить ее на случай, если вдруг поблизости окажется китовая акула, но сейчас, когда у нас с собой стандартные карты памяти на 16, 32 или даже 64 GB, мы можем позволить себе сделать множество снимков ради той, одной–единственной, фотографии.

Взрывной темперамент рыб помогает делать макро-снимки. Некоторые экземпляры будут держаться неподалеку от своей актинии и постараются оказаться между вами и «домом», отлично попадая в видоискатель. Другие появятся из актинии и постараются приблизиться к вам – идеальный вариант для максимально крупного плана. Хотя в данном случае имеются и недостатки; клянусь, я слышал, как некоторые фотографы бормочут себе под нос: «Отправляйся обратно!», пока они ждут, чтобы клоун ретировался к своей актинии.

Съемка рыбы-клоуна в актинии

aspinall04.jpg

aspinall05.jpg

Актинии – замечательные животные; родственники, хоть и дальние, кораллов и медуз; их красивые, покачивающиеся щупальца и общая структура, напоминающая форму цветка, дают неверное представление об их неприятном темпераменте. На самом деле актинии – безжалостные хищники, способные поглощать довольно крупных рыб. В центре каждой актинии – ротовое отверстие, способное раскрываться до вполне приличного размера, чтобы заглотить любую рифовую рыбу, глупую до такой степени, чтобы приблизиться к актинии в радиусе действия ее жалящих щупалец. Возникает вопрос: Почему же рыбы-клоуны не становятся кормом для актинии?

aspinall06.jpg

Точный ответ на этот вопрос до сих пор неизвестен, рыбы-клоуны не провоцируют стрекательные клетки актиний на реакцию (эти клетки называются нематоцисты и в реальности представляют собой микроскопические, заполненные ядом гарпуны; я же говорил, что актинии - злобные существа). Слизь на коже рыб-клоунов содержит химические вещества, которые позволяют рыбам оставаться нетронутыми, а исследование показало, что молодые рыбы-клоуны, находящиеся в поисках актинии, аккуратно дотрагиваются до щупалец актинии до тех пор, пока актиния не привыкнет к их присутствию.

В результате, клоун получает защиту от хищников, а актиния может питаться остатками рациона клоуна. Последние исследования также продемонстрировали, что в ночное время плавательные движения рыб-клоунов увеличивают содержание кислорода в воде вокруг щупалец актинии. Научное название этого взаимодействия – «мутуализм», что означает, что оба вида получают выгоду от взаимодействия.

Активное поведение клоунов также означает, что они будут отгонять голодных «поедателей» кораллов, таких как рыбы-бабочки, которые могут попробовать откусить кусочек от мясистых щупалец актинии. В результате фотограф получает замечательный объект; а благодаря биологии, с моей точки зрения, все становится еще интереснее.

Чтобы получить снимок «клоун в актинии», можно использовать макро-объектив или режим «макро» компактной камеры, но если вы хотели бы запечатлеть всю актинию целиком, предпочтительнее использовать стандартный объектив с довольно высокой скоростью затвора или же на компакт-камере частично использовать зум и выбрать подходящий режим, например, «спорт». Еще раз отмечу, что вспышки компактной камеры вполне достаточно для такого снимка, но чем дальше вы находитесь от объекта, тем полезнее может оказаться дополнительная вспышка или, что еще лучше, два мощных строба, благодаря которым можно создать освещение без теней.

Попробуйте захватить в снимок «юбку» актинии – у некоторых экземпляров тело ярко-красного или фиолетового цвета, что смотрится просто потрясающе на синем фоне.

aspinall07.jpg
Дайвер использует макро-объектив и два строба. На снимках будет частичное отраженное (обратное) рассеяние. 

Один из лучших советов в плане фотографии, из всех, что мне пригодились, - попробовать сфотографировать объект на его же уровне, или будучи ниже. Многие дайверы просто направляют свои камеры вниз на актинию и ее резидентов, которые симпатично покачиваются (скорее всего, они очень раздражены) – в результате получаются довольно «плоские» снимки, не производящие особого впечатления; но если вы можете расположиться на одном уровне с объектом, то у вас будет больше шансов запечатлеть актинию в ее оправе.

Снимок «актиния в контексте»
С моей точки зрения, самый сложный снимок, но снимки взаимодействия актиний, клоунов и дайверов выглядят просто потрясающе. Если вам удастся сфотографировать актинию с ее клоуном и дайверами вокруг – такие снимки отлично смотрятся в печати и на обложках журналов, однако, добиться удачного кадра сложно – требуется море терпения, идеальная регулировка плавучести и очень терпеливый напарник. Лучше всего использовать прием «широкоугольного крупного плана». Это именно то, что и подразумевает название: здесь используется возможность широкоугольных линз фокусироваться на очень маленьком расстоянии от объектива камеры, соответственно, вы можете расположить камеру на расстоянии нескольких дюймов от объекта и быть уверенным, что объект и большая часть фона будут в фокусе камеры – это серьезное отличие от макро-объектива.

Этот прием отлично работает для статичных объектов, таких как актинии, но требует аккуратного использования доступного освещения и стробов. В данном случае идеально подходят камеры, оснащенные двумя стробами, особенно если мощность освещения можно регулировать вручную – мощность ближнего к актинии строба можно уменьшить, чтобы не создавать чрезмерное освещение для нее, тогда как другой настроить мощнее для освещения рифа за актинией. Даже в этом случае, возможно, фон останется темным, так что, попробуйте найти силуэты или солнечный свет, чтобы добавить акценты.

aspinall08.jpg
Я потратил немало раздражающих моего напарника минут, чтобы снимок получился удачным. 

Если слишком приблизиться к объекту и случайно взболтать песок, возникает еще одна проблема – бич фотографов - обратное (отраженное) рассеяние!

Отраженного рассеяния желательно избегать в любом случае; оно имеет место, когда находящиеся в воде частицы отражают свет от вспышки обратно в объектив, в результате, весь снимок усыпан мелкими белыми точками. Оптимальный способ борьбы с обратным рассеянием – в первую очередь, отрегулировать плавучесть и не поднимать в воду частицы, но если это все же произошло, можно аккуратно воспользоваться Spot Healing Brush в Photoshop. Отраженное рассеяние чаще всего случается на снимках, сделанных камерами, где вспышка расположена близко к объективу: если вам было интересно, но вы стеснялись спросить – именно по этой причине профессионалы используют стробы на длинных крепежах.

Другие рекомендации   
Ищите цветные актинии
Большинство актиний обычно скучного коричневого цвета, но отдельные экземпляры бывают ярко-зеленого, небесно-голубого или иногда ярко-красного цвета – кажется, что они светятся под водой. Красные актинии настолько популярны среди дайверов, что часто упоминаются на дайвинг-брифингах, что, собственно, представляет собой плохую новость для окружающего рифа. Я могу вспомнить несколько красных актиний, коралловые участки напротив которых были повреждены фотографами и их оборудованием и камерами, которые разрушили живые кораллы, оставив после себя мертвые участки.

Я знаю, что и сам далеко не всегда идеально контролировал плавучесть в погоне за каким-то снимком, но если я могу предвидеть, что могу причинить вред, я предприму дополнительные меры, сменю положение или просто признаю, что если я не могу сделать снимок, не повредив риф, тогда риф побеждает и я отправляюсь на поиски другого объекта для съемки.

aspinall09.jpg 

aspinall10.jpg

Использование Photoshop
Нет никаких сомнений, что возможность работать со снимками дома, используя Photoshop или любой другой редактор, произвела революцию в фотографии. Мы все стараемся работать со своими снимками в большей или меньшей степени, удаляя обратное рассеяние, усиливая контраст или регулируя баланс белого, в любом случае, рыбы-клоуны предлагают нам шанс доставить удовольствие/побаловать наше артистические способности или вообще сойти с ума и создать произведения искусства, которые, как минимум, вызовут различную реакцию.

aspinall11.jpg

Возможно, снимок не в вашем вкусе, но я предлагаю эту композицию в стиле Warhol лишь в качестве иллюстрации. Четкие границы цвета и наши представления об окраске рыб-клоунов позволяют провести занятный вечер с Photoshop, когда вам нечем больше заняться.

Если представленный пример редактирования кажется чрезмерным, попробуйте сделать часть своих снимков монохромными: благодаря резкому контрасту в своей окраске, рыбы-клоуны – идеальный объект для подобных экспериментов. Можно настроить отдельные каналы цветности в Photoshop, чтобы изменять контраст между различными цветами.

В случае работы с монохромным изображением, обратите внимание на форму, текстуру и контраст – у рыб-клоунов эти три аспекта представлены в изобилии.

aspinall12.jpg

aspinall13.jpg

Зафиксируйте синеву
Один из самых лучших советов в плане фотографии, который мне пригодился, - делать все возможное, чтобы включить в снимок цвет моря и снимать в направлении «наверх», захватывая синеву, которая нам так нравится, и, при возможности, солнечный свет.

Однако, правда заключается в том, что синева никогда не получается такой, какая она в реальности, поэтому фотографы стараются «сбалансировать экспозицию», чтобы подчеркнуть синеву океана.

aspinall14.jpg

Оптимальный способ добиться этого, - выбрать узкую диафрагму (высокое значение ‘f’) на вашей камере. Это означает, что основной объект будет правильно освещен вспышкой и лишь небольшое количество относительно слабого света от моря попадет в камеру, создавая в результате более темный и глубокий тон синевы. Еще лучше, если у вас получится, чтобы оранжевый цвет окраски рыбы-клоуна оказался на фоне синевы, - снимок будет очень эффектным.

Ищите «загруженную» актинию
В большинстве случаев актинии соседствуют с парой клоунов, крупной самкой и самцом меньшего размера, но в отдельных случаях, вместе могут обитать и более двух рыб. В подобном случае, все рыбы меньшего размера – самцы, а если крупная самка погибнет, самый крупный из них трансформируется в полноценную икромечущую самку.

aspinall15.jpg

Иногда рыбы-клоуны делят свой дом с другими рыбами, например, некоторыми видами рыб-ласточек – судя по всему, клоуны не слишком этому рады, но если удается сфотографировать подобное соседство, получаются весьма интересные снимки.

aspinall16.jpg


Первоисточник: reefs.com          
Переведено специально для ReefCentral.ru          
Если вы увидели этот материал на другом сайте - значит, он был украден.          
Просим сообщать о замеченных фактах на info@reefcentral.ru     
Количество показов статьи: 4200